Shkolyar

Последние комментарии

Главная

Минобразования рассматривает вопрос о введении полной платы за обучение по некоторым специальностям

Картинка анонса: 

Минобразования Беларуси рассматривает вопрос о введении полной платы за обучение на невостребованных специальностях. Об этом сообщил в интервью корреспонденту БЕЛТА министр образования Сергей Маскевич.

В ведомстве прорабатывается такой документ. "Мы сейчас прорабатываем предложения о введении платы за обучение по специальностям юридического и экономического профилей с полным возмещением затрат на обучение", - сказал министр. В указе главы государства установлена максимальная рентабельность для специальностей, которые пользуются особым спросом. Бюджетный набор - это заказ государства именно на тех специалистов, в которых остро нуждаются отрасли экономики страны, все остальное - личное желание абитуриента и его родителей. "В этом году 25% опрошенных выпускников собираются поступать на экономику. Так почему государство должно субсидировать их учебу? Есть ли такая потребность на рынке труда? Конечно, нет", - отметил он.

На данный момент из всех расходов, которые несет учебное заведение, лишь примерно 50% компенсируется студентами и учащимися. Соответственно возникает вопрос: как дальше быть, поддерживать в одинаковой степени все специальности или выделять какие-то приоритеты? Причем речь не идет о бюджетном наборе - там цифры коррелируются исходя из потребностей экономики и демографической ситуации.

Сейчас проводится анализ, какие именно специальности можно было бы поддержать со стороны государства, с учетом опыта других стран. В Германии, например, полностью на государственном обеспечении находятся студенты технических специальностей. "Мы предлагаем оставить господдержку студентов-платников, обучающихся по специальностям, в которых сегодня особенно заинтересована страна: естественно-научные, технические, медицинские", - сказал Сергей Маскевич.

Большинство вузов будут учить четыре года

Большинство вузов Беларуси с сентября 2012 года перейдут на четырехлетний срок обучения.

В прошлом году глава государства поставил задачу проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок и исключить дублирование предметов школьной и вузовской программ. В настоящее время идет активная работа по оптимизации двухступенчатой системы высшего образования. Будет усовершенствовано содержание образовательных программ как 1-й, так и 2-й ступени так, чтобы сократить срок обучения на 1-й ступени до 4 лет и усилить магистратуру. При этом обе программы будут более практикоориентированными.

Новая концепция преподавания социально-гуманитарного блока уже принята. Она предполагает уменьшение количества аудиторных часов, увеличение самостоятельной работы студентов, исключение дублирования дисциплин, которые проходят в общеобразовательных учреждениях.

Все рекомендации к концепции уже подготовлены, с сентября 2012 года большинство вузов страны перейдут на новую систему.

Будет ли этим летом введена автоматизированная система зачисления в вузы

Сейчас эта программа находится на стадии испытаний. Пока что полностью внедрена она не будет, сообщил министр образования. Но мы хотим в качестве эксперимента попросить абитуриентов (в ряде вузов) заполнить анкеты об их предпочтениях уже на стадии регистрации на централизованное тестирование. Сейчас, к сожалению, предсказать результаты введения такой системы невозможно, потому что у нас из правил приема не исключены льготы, раздельный конкурс для абитуриентов из города и села и т.д.

Однако анализ заполненных абитуриентами анкет сильно поможет в разработке такой системы на все специальности. Планируется, что эта информация будет занесена в базу данных, а специалисты проанализируют, насколько реальные результаты молодых людей будут совпадать с их пожеланиями.

Будет ли проводиться в Беларуси российский эксперимент подушевого финансирования образования

Минобразования рассматривает различные варианты оптимизации системы финансового менеджмента образования. Система финансирования, которая сейчас действует, не стимулирует руководителей на экономию бюджетных средств, отметил Сергей Маскевич. Ресурсы, например, на оплату труда учреждению выделяются согласно штатному расписанию, которое не зависит от наполняемости классов и количества учащихся в учреждении в целом.

В Москве сейчас проводится эксперимент: деньги в виде ваучера привязаны к конкретному ребенку. Это означает, что финансирование идет вслед за учеником, а учебные заведения вынуждены бороться за ребенка. Именно ребенок оказывается в центре внимания всех участников образовательного процесса. Думаю, это правильно, ведь при таком раскладе возрастает роль педагога, школы, кружка. А значит в такой ситуации дети выбирают учителя, педагога. Нравится учитель одному ученику - сарафанное радио тут же разнесет это по району и к нему пойдут дети, соответственно и деньги на учебное заведение. Как результат - у одной школы доходы выше, чем у другой, а у учителя - зарплата. Конечно, при таком раскладе в разных школах зарплаты тоже будут разными, но не потому, что директор добился, а потому, что учреждение образования заработало эти деньги. В таких случаях администрации необходимо принимать решения, ибо непопулярная школа окажется пустой. То есть произойдет то же, что и с убыточным субъектом хозяйствования. Москвичи очень довольны своими результатами эксперимента. Мы тоже рассматриваем возможность такого эксперимента.

Но главное, над чем Минобразования работает с Министерством финансов, это предоставление большей самостоятельности и одновременно ответственности руководителям учреждений образования в вопросе распоряжения финансами. Соответствующие поручения были даны главой государства на августовском педсовете в 2011 году.

Источник: open.by